2 октября 2012

Дизайн больше не главный поражающий фактор. А что же тогда?

Эрнест Халамайзер

+1Комментировать

Мы уже знаем, что дизайн имеет значение. Продуктовый дизайн. Промышленный дизайн. Дизайн впечатлений. Дизайн цепочки поставок. Посмотрите, какие страсти кипят вокруг iPhone 5. Никто больше не хочет вещи, которые просто работают. Все жаждут вещи, с которыми хочется работать.

Вместо конкуренции в технологиях люди начали конкурировать в дизайне. Все пытаются передизайнить друг друга. Но дизайнерские вещи и впечатления стали нормой. А норма скучна.

Дизайн больше не главный поражающий фактор.

Я почувствовал сдвиг шесть лет назад, когда наблюдал, как мои студенты программируют на Ruby on Rails в MIT Media Lab. Инструменты вроде Processing, и Arduino облегчили информационный дизайн и проектирования электроники. Хороший дизайн стал повсеместным явлением.

Сегодня люди хотят уже не технологии и не дизайн. Они ищут то, что вернет их к истинным ценностям. К тому, как им следует жить в этом мире. Я говорю об искусстве.

Не следует путать дизайн и искусство. Между ними есть большая разница. Дизайнеры создают решения — продукты и услуги, которые двигают нас в будущее. Художники формулируют вопросы. Они прощупывают, каким это будущее должно быть. Их вопросы часто загадочны — каждое «почему?» тянет за собой новое «почему?». Поэтому искусство бывает так сложно понять.

В бизнесе идеальным примером такого художника был Стив Джобс. Из его биографии мы знаем, что это означает: быть непоседливым задницей в кровожадной погоне за идеалом, который никто другой не может предвидеть. Большинство людей себе такой участи не желают. Художников считают психически нестабильными, но если взглянуть на это определение с другой стороны, то станет понятно, что это люди, разменявшие свое благосостояние и даже жизнь на цель, которая для них значит все, а для остальных ничего.

Иными словами, художник становится художником не ради славы, денег или комфорта. Он становится художником ради поиска истины. Продукты Джобса покупают не только из-за функциональности, дизайна и цельности. Их покупают, чтобы причаститься к ощущению будущего и к тем ценностям, которые они излучают.

Искусство обращается к людям, а не к «человеческому капиталу». Искусство показывает ценность людей в мире, где деньги говорят громче всего, компьютеры знают о нас все, а машины штампуют нашу еду и возят ее к нам. Художники задают вопросы, которые боятся задавать все остальные и на которые деньги не могут дать ответа.

Откуда возьмется это новое поколение художников? Многие страны мира сейчас фокусируются на обучении программировании. Это важно, но для воспитания поколения «артрепренеров» («art» + «entrepreneur») недостаточно. Нужно развивать предпринимательскую инфраструктуру: больше Kickstarter’ов, больше Upstart’ов. И создавать правильную среду с самого детства — например, в виде специальных выпусков «Улицы Сезам».

Источник: Джон Маеда/Wired