30 мая 2012

Новые знакомства помогают стать креативнее

Эрнест Халамайзер

+1Комментировать

Картинка: Jeffry/Flickr (http://www.flickr.com/photos/jb912/6922931390/)

Математики не играют в игру Кевина Бейкона, они используют число Эрдёша. Его вычисляют, прослеживая общие связи между собственными публикациями и написанными в соавторстве статьями легендарного математика Пола Эрдёша, так же, как это делают в игре «Шесть шагов до Кевина Бейкона». Эрдёш был одним из самых плодовитых ученых в истории, его обширные интересы простирались от теории вероятности до топологии.

Эрдёш крайне интересен для исследователей феномена креативности. Из всех способов усиления креативности (от красного вина до умения бездельничать с толком) ни один не был изучен так хорошо, как влияние социальных связей. Почти все великие художники и ученые преуспели благодаря своему особенному кругу общения. Уильям Вордсворт был в плотном контакте с другими поэтами романтизма, Пабло Пикассо и Жорж Брак создали кружок кубистов, Дарвин общался с геологом Лайелем и математиком Бэббиджем (изобретателем компьютера). Можем ли мы с помощью современных технологий и социальных сетей использовать опыт этих великих людей?

Креативностью называют способность решать проблемы новыми способами. Креативное решение невозможно выдать сознательным усилием воли. Но можно создать для этого условия. Одно из самых важных условий — регулярно пополнять круг общения новыми людьми. Взять хотя бы Иоганна Гутенберга. Он был ювелиром, а идея печатного станка пришла ему в голову благодаря знакомствам с виноделами, которые использовали прессы для изготовления вина.

Тезис о том, что новые знакомства ведут к новым идеям, подтверждается не только здравым смыслом, но и наукой. В 2004 году социолог Рональд Берт доказал, что если человек вращается среди нескольких невзаимосвязанных социальных групп, он с большей вероятностью может найти идею в одной группе и реализовать в другой.

Когда множество групп оказываются связанными через несколько человек, сеть становится как бы маленьким миром. Подобные структуры встречаются повсеместно. Так устроено киносообщество Голливуда, крупные научные исследования, электросети, мозги червей и даже наша собственная память. В таких сетях возможен быстрый обмен информацией между двумя любыми незнакомыми людьми с минимальным числом посредников.

Тех, кто находится в узловых точках «маленького мира», можно назвать хабами или суперконнекторами. Ваше число Эрдёша — это количество переходов между вами и великим математиком. Если у вас была общая с ним публикация, вы один из 509 человек с числом Эрдёша, равным 1. Если общая публикация была с одним из его соавторов, то вы один из 4500, для которых число Эрдёша равно 2. Благодаря экспоненциальному росту связей в «маленьком мире», только небольшое количество математиков имеет число Эрдёша в диапазоне от 1 до 9.

 

Социальные связи большинства людей состоят в основном из хорошо знакомых людей. Они наши главные критики и фанаты. Общаться с ними легко и комфортно, но такое общение редко дает пищу для новых идей.

Вот реальный пример. Социолог Брайан Уззи много лет изучал историю Бродвея. Он обнаружил, что все театральное сообщество пронизано сложными взаимосвязями. Степень близости Брайан обозначил буквой Q. Чем сильнее были связи, тем выше значение Q, и наоборот.

Уззи сопоставил значения Q с успехом (сборы, отзывы критиков) театральных постановок. Корреляция оказалась удивительно точной. При низком Q (ниже 1,7 из 5) наиболее вероятным исходом был полный провал. Слабое знакомство друг с другом мешало слаженной работе и обмену идеями. Высокое значение Q (3,2+) тоже вело к неудаче: труппа так давно работала вместе, что не могла придумать ничего нового.

Оптимальный результат показали команды со средним значением Q — от 1,4 до 3,2, а в идеале от 2,4 до 2,6. Такие команды включали в себя и старых друзей, и новые лица. Первые придавали группе слаженность, вторые помогали с новыми идеями. Одна из таких команд создала знаменитый мьюзикл «Вестсайдская история».

До массового распространения интернета социальные сети с участием большого числа незнакомых людей встречались нечасто (за исключением науки и искусства). Теперь, когда есть Twitter и Facebook, это повсеместное явление.

Само по себе использование фейсбука и твиттера на креативность никак не повлияет. Каждая новая социальная сеть обрушивает лавину новой информации, и мы снова ищем спасение в круге старых знакомых. Или, пуще того, уходим в новую сеть и снова начинаем с узкого круга друзей.

Как же пополнить свою социальную сеть правильными незнакомцами? Найти их через правильных суперконнекторов. Суперконнекторы хорошо заметны в электронных социальных сетях и, если присмотреться к их окружению, можно обнаружить тех самых правильных незнакомцев, чьи мысли и опыт помогут прийти к новым идеям.

Сколько человек должно быть в личной социальной сети? Cчитается, что не более 150 — таким был предельный размер стаи у наших далеких предков. На практике эта цифра ближе к 50. Трудно поддерживать полноценный и регулярный контакт с более чем с полусотней знакомых.

Помимо сокращения своей сети до минимума и выбора самых качественных связей, надо также регулярно обновлять круг знакомств. Наше внимание не бесконечно, мозгу постоянно нужно скармливать что-то новое.

Про офлайновый круг общения забывать тоже не стоит. Интернет помогает собрать сырье для идей, а вот готовые идеи обычно рождаются благодаря ближайшему окружению.

Источник

Смотрите также:
Миф об эффективности мозговых штурмов
Почему скука полезна и как бездельничать продуктивнее