13 января 2014

Миф о справедливом мире

Эрнест Халамайзер

+1Комментировать

Небезупречная, но познавательная книга «Ружья, микробы и сталь» объясняет, почему общества Африки и Америк отстали от европейцев и были колонизованы. Одна из причин заключается в том, что им просто не повезло: меньше был выбор растений и животных, поддающихся одомашниванию. А альтернативы были либо не так хороши, либо по каким-то причинам не были одомашнены.

Заблуждение: люди, которым в жизни не повезло, этого заслуживают

Правда: везучие люди ничем свое везение не оправдывают, а негодяи, как правило, остаются безнаказанными.

Женщина вышла из ночного клуба. В мини-юбке и подшофе. Она заблудилась, и ее изнасиловали. Можно ли хоть частично винить в происшедшем саму женщину? Спровоцировала ли она нападение своими действиями? Этот сюжет часто используется в психологических тестах. И на оба вопроса многие испытуемые отвечают положительно.

В книгах и фильма зло карается по заслугам, а хорошие ребята всегда побеждают. Это мир, в котором нам бы хотелось жить — честный и справедливый. В психологии склонность путать реальный мир с идеальным известна как гипотеза справедливого мира. Ее суть описал американский психолог Мелвин Лернер. Согласно гипотезе справедливого мира, люди в жизни получают по заслугам в соответствии со своими личными качествами и поступками. Хорошее поведение вознаграждается, а плохое наказывается.

Феномен справедливого мира — линза, через которую мы воспринимаем окружающую действительность. Это когнитивное искажение распространяется на наше отношение к бездомным или наркоманам: мы считаем, что люди в столь ужасных жизненных ситуациях обязательно должны были сделать что-то, чтобы заслужить такую судьбу. «Заслужить» здесь ключевое слово.

В 1966 году в Канзасском университете Лернер провел эксперимент, в котором участвовали 72 женщины. Они смотрели через стекло, как другая женщина решает математические задачи. Если женщина за стеклом ошибалась, ее били электрическим током. Участницы эксперимента не знали, что на самом деле перед ними сидела актриса, всего лишь притворявшаяся, что ее стегают током.

В основу эксперимента Лернера легли его наблюдения за поведением работников психиатрических лечебниц. Он заметил, что врачи, санитары и медсестры в заведениях для душевнобольных часто намеренно оскорбляли своих пациентов, высказывали гипотезы об их личной жизни или шутили об их психических заболеваниях. По мнению Лернера, такое поведение служило своего рода буфером, защищавшим психику работников от ужасающего, непрерывного напора человеческого страдания и отчаяния.

Поначалу участницы эксперимента Лернера были очень расстроены страданиями женщины. Но по мере того, как удары током продолжались и участницы не могли повлиять на ход эксперимента, они начали отрицательно отзываться о внешнем виде и характере жертвы. Чем сильнее были удары током, тем злее становились нападки. Но когда женщинам объявили, что жертва будет компенсирует участие в эксперименте деньгами, нападки прекратились.

По мнению Лернера, такая реакция испытуемых вытекала из стремления к справедливости. Страдания невинной жертвы, которые в глазах зрителей не были адекватно компенсированы, противоречили этому стремлению и требовали психологического обоснования. Для проверки гипотезы Лернер провел еще ряд экспериментов, подытожив свои находки в статье «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира» и книге «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение», опубликованных в конце 70-х годов.

На курсе социальной психологии, который вел Мелвин Лернер, многие студенты считали бездомных людей лентяями. Лернер провел эксперимент, в котором двое участников решали головоломки. В конце эксперимента одному из них случайным образом присуждалась крупная сумма денег. Наблюдавшим за экспериментом студентам было сказано, что награда присуждается по воле случая. Но когда их просили оценить работу мужчин, наблюдатели говорили, что получивший награду участник был умнее, талантливее, быстрее справлялся с заданиями и более продуктивно тратил свое рабочее время.

Другие эксперименты подтвердили гипотезу Лернера: мы готовы лгать сами себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым. В 1975 году американские социальные психологи Зик Рубин из Гарвардского университета и Летиция Анна Пеплау из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование людей с сильной верой в справедливый мир. Самая сильная вера в справедливость обнаружилась у наиболее религиозных, авторитарных и консервативных участников. Они высоко ставили текущих политических лидеров и общественные организации. К неблагополучным слоям населения такие люди относились негативно и не чувствовали необходимости что-то менять в обществе или оказывать социальную помощь неимущим.

Думать, что мир несправедлив, больно и непривычно. Лучше верить в карму, в честность, в воздаяние за добрые дела. На одной чаше весов хорошие правильные люди, на другой — злодеи и отбросы общества. Все просто и понятно. Если много работать и не жалеть себя, у вас обязательно все получится, в то время как лень и вероломство ни к чему хорошему не приведут.

На самом деле степень вашего успеха хоть и не целиком, но в большой мере определяются местом рождения и воспитания, социоэкономической ситуацией вашей семьи и слепым случаем. Как бы тяжело вы не работали, вам не поменять обстоятельств вашего рождения.

Миф о справедливом мире может привести к ложному чувству собственной безопасности. Вы считаете, что лично вы ничего плохого в жизни не делаете, и поэтому с вами никогда не произойдет ничего страшного. Потеря жилища, наркотическая зависимость, нежелательные беременности и сексуальное насилие — это все для других, менее правильных людей. Мысль о том, что ленивые мошенники и аферисты преуспевают в высших слоях общества, в то время как сотрудники «скорой» вкалывают за нищенскую зарплату, неприятна. В глубине души всем нам хочется верить, что труд и добродетель — залог успеха, в то время как лень, зло и коварство — верный путь к поражению. Мы редактируем окружающий мир, пока он не начинает отвечать нашим представлениям. На самом деле зло часто преуспевает и уходит от наказания. Среди самых мрачных психологических анекдотов есть истории о том, что солдаты, видевшие освобожденных из концентрационных лагерей узников, считали их опасными преступниками. А как иначе оправдать такое обращение с человеком?

Почему мы так поступаем? Однозначного ответа психологи не дают. Согласно последней концепции, мы всегда стремимся предсказать результат нашего поведения и почувствовать себя уверенными в принятых нами в прошлом решениях. Но полностью феномен справедливого мира это не объясняет — нужны дальнейшие исследования.

То, что мир несправедливо, не означает, что бороться не нужно. Надо воспитывать в себе двоемыслие: умом понимать истинное положение вещей, но сердцем верить в справедливость. Знание того, как устроен мир, убережет от лишних ошибок, а сильная вера в счастливое будущее поможет преодолеть начальные неблагоприятные обстоятельства. Или хотя бы их пережить.

Источник: youarenotsosmart.com