23 октября 2012

Почему семь?

Эрнест Халамайзер

+1Комментировать

В гениальной японской игре Killer 7 можно сыграть за семь персоналий одного и того же киллера.

Семь чудес света. Семь смертных грехов. Семь цветов радуги. Семь морей. Семь бед. Семь дней недели. Семь гномов. «Семь самураев». «Семь психопатов». Семья. Откуда такое патологическое пристрастие к числу «7»?

Семь плюс-минус один — типичный размер рабочей памяти человека. Рабочая память используется для хранения небольших фрагментов информации — например, компонентов математической операции или частей предложения при чтении. Если сравнить мозг с компьютером, то рабочая память — это аналог даже не оперативной памяти, а регистров центрального процессора.

От размера рабочей памяти зависит скорость мышления и, в конечном счете, уровень интеллекта. Известно, что у Эйнштейна теменная область мозга была на 15% шире обычного, а это одна из тех зон (наряду с лобной, участками базальных ядер и передней частью поясной извилины), которые отвечают за рабочую память.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) тоже связан с объемом рабочей памяти. Когда «буфер обмена» у человека небольшой, он легко отвлекается. Чем больше рабочая память, тем лучше способность к концентрации.

СДВГ чаще всего лечат медикаментами, схожими по структуре с амфетамином. Они считаются безвредными (кофе тоже мало чем отличается от амфетамина), но если такой способ вам все же не подходит, тренируйтесь с помощью задач на запоминание последовательностей (скоро у нас появятся такие игры). И избавляйтесь от отвлекающих факторов: чистый рабочий стол, никакой музыки во время работы или учебы, письменный план дня и т.п.

Очень полезны шахматы, математика, изучения языков. Обычные компьютерные игры (GTA, Call of Duty и им подобные) эффекта не дают. Они требуют недюжинной реакции и развитого произвольного внимание, но небольшого объема рабочей памяти. Эффект дают головоломки, Brain Age, наши игры.